© aeydenphumi / Фотобанк Фотодженика
ФНС России направляет для использования в работе обзор правовых позиций Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения имущества (за I квартал 2023 года). В частности:
- недопустимо применение пониженной ставки земельного налога 0,3%, предусмотренной для объектов структуры ЖКХ, только при условии выделения из сооружений, находящихся на земельном участке, непосредственных объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и формирования самостоятельного земельного участка под этими объектами. При этом, поскольку в целях определения налоговой базы НК РФ не устанавливает перечня документов, которыми может подтверждаться площадь части земельного участка, приходящейся на объекты инженерной инфраструктуры, отдельный расчет налоговой базы может производиться на основе различных документально подтвержденных данных (сведения из ЕГРН, вступившие в законную силу судебные акты, кадастровые и технические паспорта объектов недвижимости, карты (планы) объектов землеустройства, планы земельных участков и т.п.), при условии, что они позволяют достоверно определить площадь земельного участка, занятого непосредственно объектами инженерной инфраструктуры (п. 3 Обзора, см. также новость от 29 марта 2023 г.);
- налогоплательщики – коммерческие организации, не вправе применять пониженную ставку земельного налога в случаях, когда они не имеют намерения приступать к ИЖС, но используют соответствующие земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации, либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п. Таким образом, начиная с 2020 года сам факт принадлежности коммерческой организации земельного участка, приобретенного (предоставленного) для ИЖС, исключает возможность применения ставки 0,3% (п. 4 Обзора, см. также новость от 6 апреля 2023 г.) (Письмо ФНС России от 12 апреля 2023 г. № БС-4-21/4502@).